Нематериальные активы
В современных условиях определение рыночной стоимости нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности) имеет большое значение. Многие предприятия, особенно, наукоемкие, имеют в составе основных средств нематериальные активы. Молодые быстрорастущие компании зачастую нуждаются в оценке нематериальных активов, когда намереваются продать или приобрести их, когда им нужна помощь в определении ставок роялти при лицензировании патентов, торговых марок или технологий, когда возникает потребность в количественной оценке экономического ущерба в результате нарушения прав интеллектуальной собственности, когда необходимо составить калькуляцию закупочных цен или оценить стоимость незавершенных научных исследований и разработок.
Перечень возможных видов нематериальных активов велик и разнообразен. Один из способов классификации нематериальных активов заключается в их разделении: на интеллектуальный капитал — знания, обладающие потенциальной ценностью, то есть идеи и концепции, воплощенные в работниках, процессах и клиентах; интеллектуальный актив — знание, благодаря которому создается стоимость, то есть лицензированные патенты, внедренные ноу-хау; и интеллектуальную собственность — знания, сопряженные с юридическим правом собственности, то есть патенты, торговые марки, авторские права, секреты производства.
С точки зрения оценки стоимости бизнеса нематериальные активы можно расположить на шкале от наиболее материальных до наименее материальных. Наиболее материальными являются торговые марки (товарные знаки), издательские права и логотипы брендов. Далее идут авторские права, информационные базы данных, промышленные образцы и программные платформы. Затем следуют коммерческая тайна, конфиденциальная информация и технологии. После них расположены ноу-хау, клиенты и незапатентованные исследования; и наконец, человеческий капитал. Для эффективного управления интеллектуальными активами необходимо знать, насколько ценными являются нематериальные активы для компании в кратко- и долгосрочной перспективе и какова их возможная ценность с точки зрения потенциального покупателя в любой момент времени.
Нематериальные активы обладают стоимостью, которую можно оценить отдельно. Должна также существовать возможность их юридической защиты и юридической передачи права собственности на них, равно как и возможность их отделения от бизнеса. Они должны генерировать самостоятельный поток дохода, а также дополнительные денежные потоки или ресурсы сверх тех, которые компания создавала бы в случае, если бы не владела данными правами.